Перо предоставляет неограниченные возможности трансформации. Его можно окрашивать, изгибать, менять его структуру и рельеф. Оно обладает невероятной упругостью и прекрасно выдерживает испытание временем и капризы окружающей среды. Мастера этой профессии заимствуют техники и терминологию у парикмахеров, портных и текстильщиков. Перо прекрасно сочетается с другими материалами. Мастера создают эффект оптической иллюзии, заставляя нас забыть об исходном материале. Остаётся только ощущение лёгкости, преломление света и игра цветов.
В древности перо считалось атрибутом богов. К примеру, в древнем Египте страусиное перо было символом Маат, богини истины, правосудия и гармонии. Работа с пером относилась к священным искусствам. Издревле перья использовались в ритуалах. Из них делались маски и головные уборы. Прекрасно сохранённые перья находят в египетских захоронениях 17−16 веков до нашей эры.
В 13−14 веках перья украшали головные уборы священников римской католической церкви. Постепенно перья стали достоянием светских костюмов и головных уборов модников. Использование пера стало настолько значимым, что в 15 веке во Франции возникает гильдия ремесленников и рождается название профессии: перьевщик. В конце 18 века перо было на вершине моды. Светские красавицы заказывали себе головные уборы невероятной высоты и сложности. Порой им приходилось ездить в карете, стоя на коленях, а на балах изгибаться, чтобы их причёски не загорались от пламени свечи.
В начале 20 века в Париже было 300 известных домов перьевщиков. В 50-е годы мода на перо прошла. На смену пришли новые материи, новый стиль жизни. Гардероб стал более минималистичным.
Однако в начале 2000 годов перо вернулось в моду. Новое поколение перьевщиков переосмыслило коды и границы профессии. Теперь они сотрудничают с дизайнерами, архитекторами, ювелирами и модными домами.
Профессии перьевщика обучают только в одной школе в мире. Она находится в Париже и раз в два года выпускает 10 учеников. В 2021 году во Франции этим редким ремеслом владеет около 40 человек. Сто лет назад их было 76 000…
Я хочу познакомить вас с двумя яркими представителями этой профессии: Нелли Сонье и Жюльеном Вермуленом. Эти художники выражают, на мой взгляд, женский и мужской подход к профессии. Нелли свойственна деликатность, женственность, яркость палитры и блестящее знание техник и анатомии. Жюльен находится в самом начале своего творческого пути, несмотря на признание. Его стиль — более сдержанный и монохромный. Оба освоили мастерство в моде и затем расширили границы творчества, обратившись к искусству и дизайну.
Я решила рассказать о профессии перьевщика так как перья всё чаще встречаются в интерьерах. Они используются для создания произведений искусства, а также служат отделочным материалом.
Обратимся к истории этой древней профессии.